В настоящее время в Российской Федерации насчитывается около 67 тысяч школьных библиотек, из них более 40 тысяч — в сельской местности.
Современная школьная библиотека испытывает большие трудности со снабжением художественной и учебной книгой на русском языке, публицистическими изданиями, а также с внедрением в ее работу современных информационных технологий, аудио- и видео- средств. Это делает школьную библиотеку малопривлекательной для массового посетителя, прежде всего, для молодежи. Особенно остро проявляются эти проблемы в сельской местности и в малых городах России, где школьная библиотека выступает нередко в качестве единственного учреждения, предоставляющего молодежи бесплатные культурно-образовательные услуги.
Поэтому настоящий проект имеет особую социальную значимость, поскольку он связан с поддержкой и развитием школьной библиотеки как важного системообразующего фактора российской провинции.
Проект имеет основную цель – выявление и поощрение творчески работающих библиотек общеобразовательных учреждений, реализующих перспективные культурно-образовательные, информационно-технологические и профориентационные программы.
Задачи проекта:
1. Привлечь внимание государственных учреждений, издательств, предпринимателей, прессы и др. к проблемам школьных библиотек в малых городах России и в сельской местности.
2. Провести культурно-образовательные мероприятия на базе библиотек с целью популяризации среди молодежи русскоязычной литературы, а также внедрения инновационных образовательных и информационных технологий.
3. Провести благотворительные мероприятия с целью оказания материальной помощи отдельным сельским школьным библиотекам (пополнение и обновление книжного фонда, оснащение современными техническими средствами и др.).
4. Разработать и реализовать программы, направленные на поддержку и развитие школьной библиотеки как культурно-образовательного центра для молодежи.
В процессе развития проект вырос в мегапроект «БиблиОбраз», объединяюший несколько отдельных проектов:
Конкурс «Начало» - «Лучшая разработка урока русского языка для общеобразовательной школы»
Проводится для выявления творческого потенциала учителей-словесников и методистов в области русского языка, содействия в обмене учебно-методической информацией с использованием современных электронных технологий, создания условий для дальнейшего профессионального роста молодых авторов - разработчиков учебно-методических материалов.
Литературный конкурс «Ступени»
Проводится среди авторов художественных произведений, чей возраст не превышает 35 лет, пишущих на русском языке для детей и юношества.
Основная цель – выявить и поддержать молодых талантливых писателей и поэтов России, ориентированных на детскую и подростковую аудиторию, а также создать более благоприятные условия для реализации литературного потенциала молодых авторов, включая продвижение на книжный рынок их литературных произведений, имеющих воспитательное значение.
Круглый стол «Библиотека современного подростка: проблемы и перспективы»
Целью было привлечение внимания общественности, творческой интеллигенции, представителей госструктур, научно-педагогического сообщества, издателей и бизнесменов к проблемам подросткового чтения.
«БиблиОбраз 2005» — логическое продолжение Фестиваля школьных библиотек
Особенность данного проекта состоит в обращении не к школьной библиотеке, а к художественной КНИГЕ, адресованной школьникам в возрасте от 8 до 17 лет.
Актуальность подобного обращения, с одной стороны, обусловлена важнейшей ролью ЧТЕНИЯ в процессе личностного становления юного читателя, а с другой, — кризисным состоянием современной отечественной литературно-творческой сферы и необходимостью мобилизации общественных усилий по скорейшему преодолению негативной ситуации.
Основные цели Фестиваля — способствовать развитию художественной литературы для тинэйджеров и молодежи, формированию в обществе интереса к КНИГЕ, адресованной читателям подросткового и юношеского возраста, а также внимательного и бережного к ней отношения, повышению статуса КНИГИ и ЧТЕНИЯ в жизни современной молодежи.
Всероссийский конкурс школьных библиотек «БиблиОбраз».
Основные задачи Конкурса:
Номинации конкурса:
• «Диалог» – библиотеки всех типов и видов общеобразовательных учреждений, использующие оригинальные инновационные формы работы с читателями, интересные и эффективные способы привлечения их к чтению и развитию познавательной, творческой активности, а также коллективы, успешно взаимодействующие с администрацией школы, педагогами и родителями.
• «Навигатор» – библиотеки всех типов и видов общеобразовательных учреждений, использующие перспективные формы работы с читателями в сфере профориентации, которые способствуют повышению их образовательного и культурного уровня.
• «Родник» – библиотеки сельских общеобразовательных учреждений, использующие современные формы и методы работы и повышающие читательскую информационную культуру в осмыслении истории страны и родного края.
• «Перспектива» – библиотеки всех типов и видов общеобразовательных учреждений, динамично развивающиеся под руководством молодого специалиста в области библиотечного дела со стажем работы не более 5 лет.
• «Окно в мир» – библиотеки школ-интернатов, детских домов, работающие в области воспитания и прививающие своим читателям ценностные установки к идеалам мира, а также развивающие у детей творческую активность, которая способствует их адаптации в сложном современном мире.
Международная акция «Открывая друг друга».
Основная цель - издание и презентация сборника произведений современной зарубежной литературы, адресованной подросткам.
Задачи:
Конкурс «ЛУЧИК»
Конкурс на ЛУчшего ЧИтателя Книг проводится среди школьников и приглашаются к участию все юные читатели России.
Задачи конкурса:
Конкурс проводится по следующим номинациям:
• «Лучший друг библиотеки» - читатель, участвующий в реставрации книг, ведении фонда, пополнении фонда, умеющий пользоваться справочно-библиографической системой и принимающий участие в мероприятиях, проводимых библиотекой.
• «Читатель ХХI века» - читатель, оказывающий помощь в организации электронного каталога библиотеки, создании сайта и др.
• «Лучший читатель классической художественной литературы» - читатель, отдающий предпочтение чтению классической русской и зарубежной литературы.
• «Лучший читатель исторической литературы» - читатель, отдающий предпочтение чтению книг историко-патриотической и краеведческой тематики.
• «Лучший читатель приключенческой литературы» - читатель, проявляющий интерес к чтению фантастики и детективов.
Акция «КНИГЕ — новую жизнь!»
Все желающие приносили из своих домашних библиотек книги с целью передачи их в одну из российских школьных библиотек. За каждые три дня фестиваля было собрается около 12500 книг и отправляется в детские дома и библиотеки России.
Всероссийская добровольная акция «Инициатива»
Актуальность обусловлена важнейшей ролью чтения в современном обществе, а также необходимостью объединения различных социальных групп с целью повышения значимости книги, особенно для подрастающего поколения.
Цель акции – оказание помощи со стороны коммерческих структур и частных лиц школьным библиотекам для преобразования их в достойные информационно-досуговые центры, соответствующие требованиям XXI столетия. Благотворительная помощь школьным библиотекам в рамках акции «Инициатива» предполагает оказание финансовой, материальной и содержательной поддержки их деятельности.
Задачи акции – привлечение внимания общественности к состоянию школьных библиотек и оказание им помощи, а также выявление и поощрение наиболее ярких благотворителей.
Всероссийская фотоакция «Читать всегда, читать везде!»
К участию в акции приглашаются молодые люди, которые увлекаются фотосъемкой и заинтересованы в создании фоторабот, отображающих роль и значение чтения в современном обществе и в жизни молодежи.
Задачи акции:
«Открытый урок ЧТЕНИЯ»
Целью этого комплекса мероприятий является привлечение внимания учащейся молодежи к книге и чтению как важным факторам сохранения и развития отечественной культуры и науки, укрепления живой связи поколений, взаимопонимания граждан и их успешности в обществе.
Основные задачи Урока:
• развитие у школьников всех возрастных групп мотивации к чтению, воспитание уважения к книге и включение чтения в структуру приоритетных культурных потребностей учащихся;
• создание модели образовательного пространства, обеспечивающего совместную деятельность детей и взрослых на основе общего интереса к книге;
• позиционирование школьной библиотеки как интеллектуального и информационно-досугового центра школы;
• консолидация усилий школьных коллективов, родителей, специалистов книжного дела, СМИ, творческих союзов, представителей местной администрации для поддержки школьных библиотек и популяризации чтения.
«Клуб профессионалов»
Проводятся интернет-встречи с известными учеными, педагогами, психологами, специалистами библиотечного дела, издателями. В рамках открытого форума «Клуба профессионалов» можно задать вопрос профессионалам и получить квалифицированный ответ, позволяющий разобраться с трудными ситуациями профессионального и личностного характера, поделиться своими идеями и мнениями, найти единомышленников.
Виртуальный «Клуб профессионалов» в дни проведения Международного фестиваля становится одной из реальных фестивальных площадок, где проведятся презентации лучших школьных библиотек России, мастер-классы, дискуссии по проблемам современной литературы, чтения и др.
Конференция «Подросток и современное общество: права и ответственность»
Цель - объединение теоретического и практического опыта специалистов для решения вопросов, связанных с реализацией прав детей и подростков на качественное обучение чтению, выбора ими высокохудожественной литературы, а также осмысления ответственности государства и общества за развитие чтения в подростковой среде.
На конференции обсуждались следующие проблемы: