Круглый стол «Практика и перспективы школьного обучения в контексте достижений современной науки о развитии мозга ребенка»
Участники круглого стола призвали специалистов системы образования учитывать результаты новейших исследований нейропсихологической и нейрофизиологических наук при разработке программ и стандартов обучения в школе. Прозвучали настоятельные просьбы применять здоровьесберегающие технологии в школьной и предшкольной практике.
В обсуждении острых проблем приняли участие ведущие ученые в области нейропсихологии и нейрофизиологии, учителя и директора московских школ, родители, ректоры и студенты педагогических вузов.
По итогам заседания круглого стола были приняты рекомендации в адрес Министерства образования и науки РФ, Российской академии образования, Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ:
1) в адрес Министерства образования и науки РФ:
- поддерживать научные исследования в области нейронаук, психофизиологии и нейропсихологии, развивать систему грантов, особенно среди молодых ученых;
- усилить естественнонаучную и психологическую подготовку педагогов, психологов, социальных педагогов, работающих в системе образования;
- ускорить разработку нового поколения стандартов общего образования на базе новейших нейропсихологических и нейро-психофизиологических исследований;
- ускорить разработку стандартов нового поколения высшего и среднего профессионального педагогического образования с целью включения в них системы специальных курсов обучения студентов-будущих преподавателей организации и проведению здоровьесберегающего учебно-воспитательного процесса;
- разработать учебные программы и комплекты учебно-методических пособий к спецкурсам и курсам детской нейропсихологии, возрастной физиологии и психофизиологии;
- распространять опыт работы учебных заведений по подготовке будущих педагогических и психологических кадров, способных создавать благоприятные условия сохранения здоровья школьника на каждом возрастном этапе, готовых осуществлять профилактику и коррекцию трудностей обучения;
- разработать нормативы оценки готовности ребенка к школе, в полной мере отражающие особенности функционального развития мозга и познавательной деятельности детей 6-7 летнего возраста, и отразить их в концепции предшкольного образования; рекомендовать органам образования строже контролировать прием детей в школу не моложе 6,5 — 7 лет;
- развивать региональную сеть психолого-медико-социальных центров для детей дошкольного и школьного возраста, расширяя в них спектр услуг по профилактике и коррекции трудностей обучения;
- создать научно-образовательный комплекс (НИИ — педагогический вуз — образовательные учреждения) по исследованию, апробации и внедрению в систему российского образования новейших методик и технологий здоровьесберегающего образовательного процесса;
- содействовать созданию центров обучения родителей, особенно молодых, с целью их просвещения в области функционального развития детей конкретного возраста;
- подготовить и провести Коллегию Министерства, посвященную проблемам школьного обучения и предшкольной подготовки детей с точки зрения здоровьесберегающих технологий.
2) в адрес Российской академии образования:
- пропагандировать в обществе дидактико-прикладные аспекты научных достижений современной науки о развитии мозга ребенка, используя для этого не только профессиональные издания, но Интернет и СМИ;
- провести исследование по определению возрастных портретов развития высших психических функций у детей 5; 5,5; 6 и 6,5 лет с целью выявления среди них групп риска и проведения коррекционных мероприятий;
- распространять инновационный опыт по внедрению результатов научных исследований в практику работы вузов, школ и дошкольных учреждений;
- оказывать методическую помощь вузам, ведущим подготовку педагогических и психологических кадров, по внедрению в образовательные программы данных нейропсихологических и психофизиологических исследований;
- организовать совместно с Министерством образования и науки РФ переподготовку нейропсихологов и нейрофизиологов, работающих в психолого-медико-социальных центрах системы образования;
- провести исследование развития высших психических функций у детей, живущих в русскоязычной среде, для которых русский язык не является родным, с целью облегчения адаптации и предупреждения трудностей обучения.
3) в адрес Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ:
- публиковать в СМИ статьи для широкого круга читателей с целью повышения уровня информированности о важности здорового образа жизни и ответственности взрослых за здоровье детей;
- поощрять создание печатных изданий, посвященных проблемам сохранения здоровья подрастающего поколения;
- подготовить совместно с Министерством образования и науки РФ специализированное издание (журнал) «Мир ребенка», посвященное широкому кругу проблем и интересов ребенка, в том числе подготовке детей к школе, профилактике и коррекции трудностей в процессе обучения и др.;
- подготовить цикл радио — и телепередач, связанных с обозначенной тематикой;
- создать сайт для пропаганды здоровьесберегающих технологий в образовании, семейных ценностей и здорового образа жизни.