В соответствии с решением Министерства образования РФ и Российской академии образования «О проведении эксперимента по структуре и содержанию общего образования» Институт возрастной физиологии РАО принял участие в разработке материалов по психофизиологическому сопровождению эксперимента («Методические рекомендации по психофизиологическому сопровождению эксперимента в 1-х, 10-х классах в условиях широкомасштабного эксперимента». М., 2001) "Состояние здоровья, режим дня, учебная нагрузка и двигательная активность учащихся 1-х и 10-х классов школ" (исследование — октябрь, ноябрь 2001/2002 учебного года).
Материалы по психофизиологическому сопровождению эксперимента были разосланы участникам и в октябре-ноябре 2001 года проведено первое исследование. Результаты, полученные из школ 24 областей РФ,были обработаны и проанализированы.
В анализ включены данные регионов России, из них городских школ около 70%, сельских 30%.
При разработке концепции эксперимента были выделены цели эксперимента — выявление организационно-педагогических, организационно-методических и психолого-педагогических условий достижения нового качества образования и сохранения здоровья детей.
Изучение состояния физического и психического здоровья учащихся 1-х и 10-х классов проводилось по результатам выкопировки медицинских карт, а также по результатам анкетного опроса родителей. Для оценки состояния психического здоровья использовались специально разработанные анкеты, позволяющие по поведенческим реакциям учеников 1 класса судить о состоянии психоневрологического статуса. У школьников 10 класса для этой же цели служила анкета оценки субъективно оцениваемого учащимися состояния напряженности. Такой многовариантный анализ позволяет получить более объективные данные о состоянии здоровья учащихся.
Одним из важнейших показателей, характеризующих организацию учебного процесса, его адекватность и эффективность, являются показатели режима дня, общей и учебной активности учащихся. Анализ этих показателей проводился на основе специально разработанных анкет для учащихся 1-х и 10-х классов.
Режим дня — это распределение времени на все виды деятельности и отдыха в течение суток с учетом возраста и состояния здоровья. В основе рационального режима лежат динамика функционального состояния школьников в течение учебного дня, недели, года. Эффективно организованный режим позволяет снять перенапряжение и переутомление, повышает работоспособность, способствует сохранению здоровья учащихся.
Режим дня считается правильным, если предусматривает достаточное время для необходимых элементов жизнедеятельности и обеспечивает на протяжении всего периода бодрствования высокую работоспособность. Правильно организованный режим дня сохраняет здоровье, создает условия для повышения учебной мотивации, способствует нормальному развитию ребенка.
При анализе режима дня школьника учитывались следующие основные компоненты:
Кроме того, в режиме дня должно быть отведено время для свободных занятий по собственному выбору (чтение, занятие музыкой, рисованием и другой творческой деятельностью, спорт, самообслуживание, помощь семье).
Анализ общей двигательной активности позволил получить дополнительные данные об организации общего режима и двигательном режиме как факторе сохранения и укрепления здоровья учащихся. Анализ «Паспорта школы» и «Паспорта класса» дает информацию об оздоровительных и спортивных мероприятиях, проводимых в школах, о медицинском персонале и т.п.