«Школе юного писателя» состоялась встреча с прозаиком, публицистом, москвоведом Юрием Рябининым.
Гостем в «Школе юного писателя» стал Лауреат литературных премий — газеты «Литературная Россия» (1996 год), журнала «Москва» (2003 год), прозаик, публицист, москвовед Юрий Рябинин (Ury Ribinin).
Ребят интересовали самые разные вопросы, с которых и начинался оживленный диалог: где живет Юрий Рябинин, когда были написаны его первые произведения, когда он решил стать писателем, как рождаются идеи новых книг, кто прототипы героев и над чем автор работает сейчас.
Много вопросов было о жизни современного писателя, и как писателями становятся. Ребятам импонировал откровенный разговор о выборе пути в литературе, писательских страхах. Но главным образом говорили о документальной прозе и о сложном жанре очерка. Визит был организован в рамках образовательного процесса для старших групп «Школы юного писателя». В программе дополнительного образования «Мастерская литературного творчества» (базовый уровень) обучающиеся в возрасте 12 – 15 лет проходят тему «Очерк. Документалистика. Путевые заметки».
Очерк - документальный жанр с использованием художественных средств. Он скучен без художественных образов, обобщений, без особенностей авторского языка. «Недостаточно быть журналистом, чтобы написать очерк. Нужно быть художником. Показать тему, а не проанализировать. Если проза - реализация характера героя через конфликты и перипетии, то героем очерка может стать место, время или явление. Именно героем, а не предметом. Художественность очерка – это, еще и жизнь, которую автор вдохнул в предмет изображения» - рассказал участникам Юрий Рябинин, автор знаменитой «Истории московских кладбищ», ставшей самым значительным произведением в соответствующем разделе москвоведения из когда-либо выходивших. Много внимания уделили и теме «вымысла» в очерке: «В основе, конечно, должна быть реальность. Но вымысел, ради художественного обобщения, возможен. Неизбежен «фокус» очерка, выбранный автором, а это тоже отчасти вымысел, поскольку «фокус» существует только в субъективной реальности автора».
Для слушателей важно получить профессиональный совет наставника и реализовать свой труд на практике. На занятии обучающиеся попытались написать свои первые очерки. Освоение новых знаний – это главный смысл каждой встречи юных писателей с профессиональными литераторами.
Впереди новые темы и новые встречи!