Главный редактор издательства Bookscriptor Екатерина Писарева прочитала открытую лекцию «Как написать книгу: от замысла до реализации»
«Для того, чтобы стать писателем, необходимо писать. Вы не можете быть писателем в голове – вы должны делать это на бумаге. Для этого вам придется работать не покладая рук.
Если вам говорят, что вы сможете стать новым Толстым, не читая Толстого – вранье. Незнание мировой литературы не спасает вас от ответственности. Вы можете говорить сколько угодно, что «чукча не читатель, чукча писатель», но не жалуйтесь, что чукчу никто не хочет читать. Кстати, анекдот родился в стенах моей альма матер – Литинститута. Так вот курс обучения «на писателя» – пять лет, пять из которых ты «начитываешь» базу: от античных времен (Эсхила, Софокла, Еврипида и иже с ними), через древнерусскую и средневековую литературу (поэзию вагантов и миннезингеров, а также сотню других текстов) до новой и современной литературы. И нет, вас не «выучат» на писателя, вас не научат, как стать новым Пелевиным – вам расскажут, какие пути есть в литературе и, может быть, у вас получится найти свой.
Сегодня нет универсальных путей и схем – хватит того, что вы знакомы с композицией и понимаете, что это такое. Современная литература дает свободу автору – он может писать бессюжетные тексты, авантюрные романы, может заходить на территорию поэзии, создавая поэтическую прозу (например, последний роман Линор Горалик – «Все, способные дышать дыхание»).
Хороший, интересный герой – вот что по-настоящему важно. Когда вы садитесь за роман, продумайте систему образов, распишите каждого героя. Желательно не давать ему иностранные имена – этим грешат многие авторы. «Анжела», «Дункан» и «Анастейша» в русских реалиях выглядят, как минимум, странно и не вызывают доверия. Второй важный момент – антигерой. Не делайте его карикатурным злодеем, наделяя всеми дурными качествами мира. Он должен быть человечным, а не ходульным – иначе часто в книгах начинающих авторов мы видим, как вполне реалистичный герой противостоит человеку-функции, злой марионетке – и замысел рассыпается.
После того, как вы дописали книгу, вам необходимо найти издателя. Если вам претит тратить время на его поиск, вы можете воспользоваться селф-паблишингом и ждать, что вас заметят. Но питать иллюзий тоже не надо – этого может и не произойти. Опубликовав книгу на портале свободного доступа, вы можете попытать счастья с классическими издательствами. Но изучите книжный рынок: бессмысленно отправлять нон-фикшн в редакцию, специализирующуюся на художественной литературе, российский интеллектуальный роман – в прикладную литературу, а детскую книгу с картинками – во взрослую редакцию, наподобие Корпуса. После того, как поймете, какая редакция занимается подходящим вам сегментом литературы, можете готовить текст и составлять бриф-заявку.
Важно: сделайте корректуру и редактуру своего текста – шанс на то, что неряшливую рукопись не закроют после двух страниц, близок к нулю. Если вы не удосужились привести текст в готовый вид – о чем вообще можно разговаривать? С бриф-заявкой та же история – она должна пояснять, в чем уникальность книги, презентовывать ее, говорить о целевой аудитории. У аннотации книги две цели: рекламная и информационная. Думайте об этом, когда будете ее составлять. Кроме того, она должна быть короткой – как и все сопроводительное письмо. Старайтесь избавиться от эмоций – в деловых письмах страшно раздражают многочисленные восклицательные знаки и фразы/слова, написанные ШИФТОМ. Пишите по делу: можно указывать, были ли ранее у вас публикации, какие бонусы будут у издательства (вдруг вы популярный блогер с миллионом читателей? Это заявка на успех), можете ли вы сами заниматься продвижением, кто из известных коллег из литературного мира уже прочитал ваш роман и дал вам слова на вынос. Старайтесь писать правду и не обещать невыполнимого – все можно проверить в считанные минуты. Та же схема может сработать с литературными критиками и блогерами – предлагайте им свою книгу, увлекательно рассказывайте о ней, проявите смекалку. И главное – обращайтесь персонально. Письма, начинающиеся с «дорогой журналист!», сразу же летят в корзину.
Кроме того, до обращения в издательства и к критикам, вы можете попытать шанс с толстыми литературными журналами и конкурсами для начинающих авторов. Так как многие редакторы ищут новые имена среди засветившихся в премиях или тех, кто напечатан в журналах (прошли редакционный отбор, т.е. журнал – верифицирующая институция), это может быть хорошей помощью. Например, несколько авторов, принявших участие в нашей премии Bookscriptor, попали в крупные издательства – двух финалистов, Катерину Рубинскую и Дениса Калдаева, взяли к себе коллеги из Эксмо, а финалистку Галу Узрютову забрало к себе издательство КомпасГид, как и попавшую в шорт-лист Елену Бумагину.
Вы никогда не сможете предугадать, какова будет судьба вашей книги. Для того, чтобы это узнать, главное – написать ее. А потом вас ждет увлекательное приключение и, кто знает, может быть, из вас вырастет новая звезда современной литературы вроде Алексея Сальникова или Гузель Яхиной. Надо только работать и помнить: самое кощунственное слово для искусства – это «собираюсь».
Конспект лекции опубликован на сайте издательства: https://bookscriptor.ru/articles/109617/