XIII областные педагогические Рождественские Чтения
12 января 2016 года в «Кафедральном соборе» г. Калининград прошли XIII областные педагогические Рождественские Чтения «Традиции и новации: культура, общество, личность».
Организаторы: Министерство образования Калининградской области, Калининградский областной институт развития образования, Калининградская епархия Русской Православной церкви.
Участниками стали руководители и специалисты муниципальных органов управления образованием, педагогические работники, духовенство.
На пленарном заседании прозвучали два доклада:
• Татьяны Дмитриевны Жуковой, президента Русской школьной библиотечной ассоциации, главного редактора журналов «Семья и школа», «Читайка», «Школьная библиотека».
• Монах Трифон (Умалатова), заведующего Сектором образовательных конференций, чтений и конкурсов Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви (г. Москва).
Из выступления Т.Д. Жуковой на пленарном заседании:
Гуманитарно тяжелый конец XX-го и трудное начало XXI века привели к частичному размыванию культурного кода нации.
«Мы дважды пережили распад нашей государственности. В результате получили сокрушительный удар по культурному и духовному коду нации, столкнулись с разрывом традиций и единства истории, с деморализацией общества» (В. В. Путин).
Показатели кризиса – падение интереса к книге, снижение уровня общей культуры, смещение и искажение ценностных ориентиров, скупость разговорного русского языка и пренебрежение его правилами, читательский негативизм.
Забота о «хлебе насущном» заслонила на время заботу о духовно-нравственном развитии ребенка. Задача всех просветительских сил России – возродить духовно-нравственное здоровье нации, остановить «цивилизационное» одичание.
Читающая семья и читающая школа – сообщающиеся сосуды, которые при правильном сложении дадут читающую страну. У нас есть великолепные отечественные традиции приобщения детей к хорошей книге и вдумчивому чтению. Сегодня в процессах воспитания порядочного человека мало задействованы традиционные социальные институты детства и юношества – наши детские и школьные библиотеки, являющиеся важнейшими элементами российской инфраструктуры чтения. Именно детские и школьные библиотеки должны сделать всё, чтобы Nano-будущее не затмило Homo, то есть не заслонило бы человеческого в человеке.
На повестку дня библиотекарей, работающих с детьми, в качестве первоочередной выдвигается сегодня педагогическая деятельность, названная в свое время «руководством чтением». Она нашла отражение в проекте «100 книг для чтения как шанс культурного диалога или пространство диалога культур».
Библиотечный проект «Читающая мама – читающая нация» – один из качественных путей решения трудной задачи. Как правило, мир двигают вперёд люди обеспокоенные, нацеленные на совершенствование мира, пусть даже маленького мира своей семьи. А для хорошей мамы ее ребенок – непревзойденный стимул к эволюционированию. Давая в руки матерей «инструмент» по привлечению ребенка к хорошей книге и чтению, современный детский и школьный библиотекарь работает на будущее России.
Еще одна сверхважная задача – информационная безопасность ребенка. Идея правомерности полной и безграничной свободы доступа детей и юношества к любой информации, широко практиковавшаяся еще в начале 21 века, – не более чем миф, причем вредный и опасный. «Различие между ядами вещественными и умственными – в том, что большинство ядов вещественных противны на вкус, яды же умственные... к несчастью, часто привлекательны», – писал Л.Н. Толстой. Поэтому информационная безопасность страны требует выработки защитных барьеров по отношению к информации, способной деформировать духовный и нравственный мир ребенка.
Ситуация в этом отношении меняется медленно, так как проблемы информационной безопасности детей являются в большей степени не технологическими (фильтрация, черные списки), а педагогическими, поскольку в них преобладает гуманитарная составляющая. Ведь самые лучшие фильтры – духовно-нравственный и интеллектуальный – находятся внутри человека.