Сайт находится в режиме бета-тестирования.
Приносим Вам извинения за возможные ошибки. Если Вы заметили неполадки в работе, убедительная просьба сообщить по адресу webmaster@ruscenter.ru
Поиск по сайту:

Социальные инвестиции для сохранения культуры народов севера в современной России

11.11.2014

Немного Российской истории

Царскую Россию вспоминать не будем - каждый народ жил так, как привык и умел. Тем более на Крайнем Севере. Перейдем сразу к советскому периоду.

Были созданы национальные автономии (округа, республики, области), народы, не имеющие письменности, получили ее. Были построены поселки, созданы школы-интернаты, уделялось серьезное внимание развитию национальной культуры. Медицинское обслуживание стало доступно любому человеку. Были и дотации. В период интенсивного освоения Арктики Советское правительство взяло курс на строительство крупных городов, отказавшись от вахтового метода, что принесло народам Севера определенные плюсы, но и немало минусов.

Ушел в небытие Советский Союз. Но освоение Арктики и Крайнего Севера продолжается. Российский бизнес решил, что вахтовый метод выгодней. Недостаток этого метода в самой его сути: пришел, взял, что посчитал нужным и ушел. Какие тут социальные инвестиции! Примерно так и было в лихие девяностые. Сейчас ситуация меняется к лучшему. И в первую благодаря усилиям самих арктических народов. Их удалось сформулировать и провести серию региональных и федеральных законов, защищающих их интересы. В этих условиях и бизнес стал более ответственно относиться к своим обязательствам. Однако, это иногда похоже на попытку «откупиться». 

Инвестиции для народов севера – во благо или во вред?

В современном мире есть две крайних точки зрения связанные с проблемами малочисленных коренных народов вообще и с проблемами народов Крайнего Севера в частности. 

Одна – романтическая. Мол, не надо ничего менять. Жили люди сотни лет в гармонии с природой, долго и счастливо. Поэтому и инвестиции необходимо направлять на экологические проекты, на поддержание традиционных видов промыслов, культуры и языка. На счет «счастливо» даже спорить не надо: конец ХIХ – начало ХХ века это болезни, эпидемии, продолжительность жизни минимальная даже по меркам того времени. При всем их романтизме, выразители этой точки зрения понимают, что современные люди не захотят, а без дотаций и не смогут жить в таких условиях.

Представители другой считают, что коренные народы надо ускоренным темпом вовлекать в современное производство, приобщать к благам цивилизации. Мол, это общемировая тенденция. Станет еще один язык мертвым, это конечно, нехорошо, но мертвых языков и на сегодняшний день немало. Зато люди будут жить достойно. 

Объединяет «романтическую» и «циничную» точку зрения главное – накопившиеся проблемы надо решать, а для этого нужны инвестиции для народов севера.

В условиях возросшего самосознания народов Севера, опираясь на Декларацию ООН о правах коренных народов, на директивы Всемирного Банка для корпораций, на Российские законы есть надежда, что проблемы будут решены.