Современное общество может показаться большим многоголосым оркестром, в котором одновременно звучат множество несогласованных голосов. В современном мире несогласованность и конфликтность являются угрозой балансу и безопасности общества как системы.
Опираясь на данные современных социальных наук, мы приходим к тому, что ключевыми областями напряжения являются такие как ответственность, инициатива, зрелость. Например, рассматривая многие эпизоды столкновений и противостояний социальных групп сквозь призму современных социально-психологических концепций, мы можем видеть, столкновения агрессивного “бунтующего ребёнка” с жёстким “наказывающим родителем”, однако не найдём проявлений ответственной позиции взрослого, обладающего сбалансированным позитивным намерением и готового выстроить продуманную зрелую коммуникацию.
Современный системный анализ утверждает, что в напряжённой системе воздействие на один элемент может повести к масштабным изменениям во всей системе.
Мы исходим из того, таким ключевым элементом, который может способствовать позитивным изменениям в обществе в направлении баланса и сотрудничества является стремление к зрелости личности, которое проявляется в формировании сбалансированной личностной позиции и построении зрелой коммуникации как основы межличностных и социальных взаимодействий.
Представители различных общественных наук по сути сходятся на том, что насущной социальной необходимостью является создание условий для стремления к зрелости личности.
Мы считаем ключевым условием развития внутренней зрелости личности и её конструктивной личностной и социальной позиции является развитие зрелой коммуникации на всех уровнях – межличностном, внутриличностном, личности и организации, личности и социума.
В основе зрелой коммуникации лежит внутренняя позиция Взрослого, осознающего свои намерения и ответственного за свои действия.
Только с позиции Взрослого можно выстраивать коммуникацию с людьми и социумом в конструктивном ключе, достигая сбалансированного, устойчивого и позитивного результата. Взрослый адаптивен, и его адаптивность прежде всего связана с принятием себя и своего окружения такими, как они есть без оценочной позиции Родителя или спонтанных эмоциональных реакций Ребёнка.
Для формирования зрелой личности необходимо создавать безопасное пространство, в котором она могла бы свободно развиваться. Одной из приоритетных областей приложения наших усилий являются создание таких условий для развития подрастающего поколения. Дети прежде всего нуждаются в поддержке и развитии правильно выстроенной коммуникации с самим собой, с окружающим миром, миром сверстников, миром взрослых, - коммуникации, которая даст возможность формировать зрелые личностные механизмы, позволяющие присваивать опыт старших поколений, выстраивать целеполагание, успешно находить своё место в меняющемся современном мире.
В самой истории Центра (первоначальное название Центр развития русского языка) изначально была заложена тема выстраивания сбалансированного продуктивного общения детей между собой, детей и взрослых, приобщения к культуре на основе глубокого освоения родного языка. Естественным этапом в развитии организации стало изменение её названия – «Центр развития межличностной коммуникации».
Центр с начала своего существования ориентировался на проекты, направленные на создание условий развития зрелой личности. Прежде всего они были посвящены взаимодействию между миром взрослых и миром детей (например: БиблиОбраз, Предшкольное воспитание, Школа без стресса, Эффективные способы снятия учебного и рабочего стресса и др.). Взрослые в этих проектах выступали как поддерживающие ресурсные фигуры, вводящие детей в мир, в котором дети могли безопасно познавать себя и своё окружение. Заметная часть проектной работы была посвящена не только работе с детьми, но и работе со взрослыми, дающей им возможность выступать в роли таких ресурсных фигур.
Ярким примером такой работы стал Фестиваль практической психологии «Планета людей», который дал возможность 30 тысячам россиян совершить «путешествие внутрь себя», задуматься о своём месте в мире и обществе, дал импульс к формированию потребности в саморазвитии, которая является необходимой основой для развития зрелой личности.
На основе этой идеологии проведено осмысление накопленного опыта и намечены основные области развития проектов Центра.